ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕМЕЙ
Утверждаю
Руководитель ГУ «Отдел образования
города Семей ВКО»
_____________Фесенко Н.А.
«______»___________2016 г.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕМЕЙ
НА 2016-2020 ГОДЫ
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы……………………………………………………...…
- Характеристика и обоснование разработки программы...........................
2.1 Факторы реализации Программы ...........................................................
2.2 Цель и основные задачи воспитания в системе общего образования города…………………….....…………………………………………..…..
- Перспективные проекты............................................................... ………….
3.1 Проект 1. «Демократическому обществу- патриота и гражданина». ….
3.2 Проект 2. «К лидерству – через инновации»………………………………
3.3 Проект 3. «Казахстан строить молодым»…………………………………
3.4 Проект 4.«Мое здоровье – мое будущее»…………………………………..
3.5 Проект 5. «Семья – моя главная опора»……………………………………..….
Глоссарий …………………………………………………………….. …
1.ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ
Программа развития воспитания в учреждениях образования города Семей
на 2016 - 2020 годы
1.1. | Наименование Программы | Программа развития воспитания в учреждениях образования города Семей на 2016 - 2020 годы |
1.2. | Обоснование Программы |
|
1.3. | Государственный заказчик Программы | ГУ «Отдел образования города Семей ВКО» |
1.4. | Разработчики Программы | ГУ «Отдел образования города Семей ВКО» - в соответствии с компетенцией по разработке и внедрению в практику работы организаций образования программ и методик, направленных на совершенствование системы воспитательной деятельности учреждений образования города. |
1.5. | Основные исполнители Программы Совместно с сотрудничеством | - ГУ «Отдел образования города Семей ВКО» - сектор воспитательной работы - сектор опеки и попечительства - сектор дошкольного и среднего образования - методический кабинет - общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования; - Учреждения здравоохранения, - ГУ «Отдел физической культуры и спорта г. Семей» - ГУ «Отдел культуры и развития языков г. Семей» - ГУ « Центр занятости и социальных программ населения г. Семей» - Наркологический диспансер - ГУ «Управление внутренних дел г.Семей» - Общественные объединения и организации, - Средства массовой информации. |
1.6. | Цели Программы | - Реализация Концептуальных основ воспитания РК в условиях обновления содержания образования. - Создание в системе образования города Семей эффективной среды воспитания в интересах личностного роста и позитивной социализации подрастающего поколения |
1.7. | Основные задачи Программы | - обеспечение компетентностного подхода к воспитанию на всех ступенях образования; - создание единого информационного пространства по организации воспитания в городе, способствующего координации деятельности различных субъектов воспитания; (диспетчеризация воспитательного процесса в масштабе города как возможный вариант ) - обновление содержания и выбор эффективных методик воспитательной деятельности образовательных учреждений; - развитие социального партнерства образовательных учреждений города с общественными организациями в решении задач воспитания детей и молодежи; -развитие профессиональной компетентности педагога-воспитателя, совершенствование культуры проектирования целей и результатов, планов и программ, моделей и систем воспитания; - создание научно-методических условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях города и мотивация профессионалов. |
1.8. | Ожидаемые результаты реализации Программы | 1. Формирование единой городской воспитательной политики, единого информационного пространства развития воспитания. 2. Совершенствование нормативно-правовой и программно-методической базы воспитания. 3.Укрепление социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами. 4.Создание городской системы мониторинга качества воспитания. 5.Обновление содержания и технологий воспитательной работы в контексте реализации Концептуальных основ воспитания Республики Казахстан. 6. Повышение социального статуса организаторов воспитания, их профессиональной компетентности, формирование современного корпуса организаторов воспитательной деятельности. 7. Позитивная динамика личностного роста воспитуемых. |
Сроки реализации программы | I этап 2016 год - подготовительный этап: теоретико-аналитическая, диагностическая, прогностическая и организационная деятельность как основание для реализации настоящей программы | |
II этап 2017 -2019 год - основной практический этап: реализация, текущий анализ, обобщение результатов организационной деятельности, деятельности по реализации настоящей программы и проведенных в рамках её реализации мероприятий | ||
III этап 2020 год – обобщающе-аналитический этап: оценка результатов, продуктивности программы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития | ||
Критерии эффективности реализации Программы | Критериями оценки эффективности реализации программы следует считать результативность использования концептуальных основ воспитания для усовершенствования качества воспитания учащихся, качества организации педагогом процесса воспитания, качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания. Критерии оценки качества воспитания учащихся: - динамика личностного роста участников воспитательного процесса; - динамика усвоения ими основных социальных норм; - динамика развития их позитивных отношений к базовым общественным ценностям; - динамика накопления ими опыта самостоятельного социально значимого действия для развития функциональной грамотности. Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются: - реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей, - реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей, - развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников, - развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении. Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются: - разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении, - наличие органа детского самоуправления; - обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами, - наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания, - обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами, - качество образовательной среды учреждения. | |
Возможные риски | В процессе реализации Концептуальных основ воспитания могут возникнуть следующие трудности: – постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями детей и юношества; - недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания; – медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания детей и юношества. | |
1.9. | Финансирование Программы | В пределах выделенных бюджетных финансовых средств |
2. Характеристика и обоснование разработки Программы
Данная Программа представляет собой поэтапную модель реализации Концептуальных основ воспитания, утвержденных приказом МОН РК № 227 от 22 апреля 2015 года как исходной базовой гипотезы о цели, принципах, содержании и особенностях развития воспитательной деятельности в системе общего образования и служит основанием для разработки и реализации проектов по приоритетным направлениям воспитательной работы. Программа имеет ведомственный статус, предназначена для образовательных учреждений всех типов и видов.
Программа является основанием формирования и целостного развития воспитательного пространства города, создает основу для совершенствования процесса управления воспитательной политикой, реализации общегосударственных проектов с учетом региональных и культурологических особенностей региона.
Реализация Программы позволит апробировать инновационные механизмы развития воспитания в системе образования города, ориентированные на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни молодого поколения города.
Программа реализации Концептуальных основ воспитания определяет пути:
- совершенствования управления развитием воспитания в системе общего образования города;
- повышения эффективности воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
- обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания.
- Факторы реализации Программы
В последние годы образовательными учреждениями города накоплен опыт реализации целевых и вариативных программ воспитания, формирования толерантности и социальной активности подрастающего поколения, развития их интересов к участию в социально-проектной деятельности, соуправлении, волонтерских практиках и детском общественном движении. Однако региональные особенности создают ряд специфических проблем.
Географические факторы. В городе Семей функционирует 65 общеобразовательных школ, в том числе 17 школ в сельской местности, из которых 5 школ Абралинского региона.
Большая удаленность от центра сельских школ Абралинского региона, неразвитость транспортной системы создают проблемы по обмену опытом и использованием воспитательного потенциала региона.
Экономические факторы. Из-за недостаточного бюджетного финансирования учреждения дополнительного образования имеют слабую материально-техническую базу. Недостаточно используется потенциал органов общественного управления для развития отношений социального партнерства с окружающим социумом.
Социальные факторы. Вбольшинстве сельских населенных пунктов школа осталась единственным местом воспитательной культурной деятельности. Однако потенциальные образовательные ресурсы, воспитательные функции учреждений общего образования не всегда используется в полном объеме. Процесс объединения усилий школы, семьи, органов местного самоуправления и других социальных институтов гражданского общества в интересах ребенка в регионе пока идет медленно. Слабо развивается деятельность педагогических коллективов по взаимодействию с семьей, возрождению национальных традиций в семейном воспитании.
В образовательных учреждениях оформились детские общественные организации, которые объединяют в своих рядах большое количество детей и подростков. Ими накоплен интересный опыт по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания. Кроме того, детские общественные организации доказали свою значимость как социальный институт, признаны действенной школой формирования, в первую очередь, навыков коллективной творческой деятельности, лидерских качеств учащихся, их самореализации. Вместе с тем, необходимо решать проблему их разобщенности на сегодняшний день.
Организационно-структурные факторы: Серьезным препятствием развития системы воспитания является недостаточная подготовленность педагогических кадров в вопросах современных технологий воспитания и развития детского самоуправления. Для многих учреждений образования количество проведенных воспитательных мероприятий остается все еще важнее их качества.
Обострились следующие проблемы организации воспитательной работы в системе образования:
- нечеткость целеполагания;
- избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб смыслосодержания воспитательной деятельности;
- стремление к количественной фиксации и статистическому оформлению результатов воспитания в ущерб анализу эффективности процесса;
- искажение методик воспитания - коллективные творческие дела без коллективного планирования и анализа, социальные проекты без самостоятельной инициативы детей и молодежи, ученическое самоуправление без передачи учащимся сферы ответственности и ресурсов для ее освоения;
- доминирование в воспитательной системе мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над делами, совместно организованными взрослыми и детьми;
- усиление объективно существующей в современной культуре тенденции отгораживания детской и молодежной субкультур от мира взрослых;
- методологический дефицит технологий воспитательной работы по формированию мировоззренческих, нравственных, политических ориентиров детей и подростков, по формированию социокультурной идентичности учащихся через гражданскую активность;
- рассогласованность действий различных субъектов воспитания (образовательных институтов, семьи, детских и молодежных объединений, СМИ, органов власти и НПО) в воспитательном пространстве города;
- низкий уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в образовательных учреждениях, дефицит ресурсного обеспечения.
Решение указанных проблем требует консолидации усилий всех здоровых сил общества, обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.
Ключевая идея Программы: Школе – эффективную практику воспитания
Идея заключается в акцентировании внимания на совершенствовании новых технологий и методик, содействующих развитию у учащихся способности социально ответственного действия, социальной коммуникации с представителями других социальных позиций и культур, развитию функциональной грамотности, способности анализа ситуации и выявления проблем, развитии предпринимательских качеств детей и молодежи.
Основным результатом является создание возможности формирования ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, в открытой социальной среде через внедрение эффективных технологий воспитания и социализации.
Условиями реализации являются сформированность у местного сообщества пространства социального действия, содержательной социальной коммуникации, востребованность социальной активности подрастающего поколения, развитие взаимодействия учреждений образования с органами исполнительной и законодательной власти, со структурами другой ведомственной принадлежности. Реализация идеи возможна при условии овладения педагогами инновационными образовательными технологиями, накопленными в регионе.
- Цель и основные задачи развития воспитания
в системе общего образования города
Воспитание детей и молодежи в образовательных учреждениях должно быть основано на приоритете права и свободы человека, гражданского мира и согласия, почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Родине, веру в добро и справедливость, возрождения, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций; на стремлении обеспечить благополучие и процветание Казахстана, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.
Воспитание – это педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, как во время урока, так и во внеучебное и досуговое время.
Цель - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Задачи:
1) содействовать формированию патриота и гражданина, способного жить
в новом демократическом обществе; формировать политическую, правовую и
антикоррупционную культуру личности, росту правосознания детей и молодежи,
их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилия в детской и
молодежной среде;
2) способствовать формированию духовно-нравственных и этических
принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни казахстанского общества;
3) способствовать ориентации личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному языку и культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан;
4) способствовать просвещению родителей, повышению их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка, повышению их ответственности за воспитание детей;
5) формировать трудовые навыки, экономическое мышление личности и осознанное отношение к профессиональному самоопределению, развивать
экологическую культуру;
6) формировать мотивационное пространство, обеспечивающее развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, способствовать формированию её информационной культуры;
7) способствовать созданию в организациях образования поликультурной среды, формировать общекультурные навыки поведения, развивать готовность личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;
8) создать пространство для эффективного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья,
умения определять факторы, наносящие вред здоровью.
В качестве измерителей эффективности реализации воспитательной работы представлены критерии, которые проявляются через отношения личности к окружающему миру, к тем или иным ценностям и общественным явлениям. Описанные в Паспорте Программы критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса, а также для разработки процедуры оценки этого качества самими субъектами воспитания. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы, мотивация педагогов-воспитателей и контроль их деятельности.
- Перспективные проекты «Программы реализации Концепции развития воспитания в системе общего образования»
В настоящее время наметились позитивные тенденции в развитии воспитания, что является точкой отсчета для качественно нового этапа развития духовно-нравственного процесса, гражданского становления, социализации детей и молодежи. Общечеловеческие и национальные ценности, являясь стержнем целостного педагогического процесса, пронизывают все направления воспитательной работы.
В соответствии с Концептуальными основами воспитания приоритетными направлениями в области воспитания были определены:
1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности,
правовое воспитание;
2) духовно-нравственное воспитание;
3) национальное воспитание;
4) семейное воспитание;
5) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;
6) поликультурное и художественно-эстетическое воспитание;
7) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;
8) физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Основу реализации Программы составит система городских перспективных проектов, включающих в себя все приоритетные направления в области воспитания.
На современном этапе наиболее актуальными проблемами для проектной деятельности в области развития воспитания являются: обновление содержания и методики воспитания; создание новых моделей управления профессиональной воспитательной деятельностью; формирование инновационного педагогического мышления всех участников организации воспитания.
Основными участниками разработки и реализации перспективных проектов развития воспитания должны стать:
- учреждения образования разного типа (дошкольные, общеобразовательные, среднего и дополнительного образования);
- общественные структуры, детские и молодежные организации и объединения, попечительские советы, городские общественные советы;
- органы исполнительной и законодательной власти, структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодежью.
Концептуальные основы воспитания получат практическое воплощение в перспективных проектах.
Перспективные проекты как способ реализации приоритетных направлений воспитательной работы:
Название проекта | Направления воспитательной работы | Цели и задачи воспитательной работы | Критерии оценивания эффективности воспитательной работы |
«Демократическому обществу - патриота и гражданина» | воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание; | формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; формирование политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям экстремизма, жестокости и насилия в детской и молодежной среде. | Проявление: уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношению к Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии; - Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам, правопорядку; -межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития; - ценностям, правам и свободам другого человека; природе, культурно-исторической жизни своего края правовым знаниям и антикоррупционному поведению; - требованиям законов, правам и обязанностям социальным ценностям. |
«К лидерству – через инновации» | интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры; | проявление уважительного отношения к толерантности и глобальному мышлению; поликультурности и полиязычию; знанию государственного, русского, английского и других языков; межкультурному взаимодействию; нормам поведения, принятым в том или ином культурном сообществе; нормам языковой и речевой культуры; эстетическим идеалам, художественным ценностям; творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической деятельности. | Проявление: заинтересованности, желания и стремления к обучению на протяжении всей жизни; - самостоятельному добыванию знания и умению пользоваться информацией; - развитию способности мыслить критически, анализировать и эффективно использовать полученную информацию; - овладению навыками исследовательской и проектной деятельности, способности к инновациям; развитию навыков ведения дискуссии; - созидательной деятельности; - работе в команде, укреплению корпоративного духа; - активизация деятельности единой детской и юношеской организации «Жас Улан», «Жас Қыран»; - критическому отбору источников информации; - включенности в Интернет-сообщество; противостоянию девиантному поведению в Интернете; - формированию Интернет-грамотности; этическим нормам в информационной деятельности; - формированию высокой информационной культуры. |
«Казахстан строить молодым» | трудовое, экономическое и экологическое воспитание; поликультурное и художественно-эстетическое воспитание; | формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности. формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды. | Проявление: бережного и позитивного отношения к государственной политике в области экологического развития, в частности, к программе «Зеленая экономика»; - экологической грамотности, к природе, окружающим людям и самому себе; -системе «человек – общество – природа»; разнообразным видам деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды; - профессиональным знаниям и производительному труду; - законам рыночной экономики; - проявление осознанного отношения к: соблюдению норм экологически безопасного поведения; выбору профессии; - достижению цели в трудовой деятельности; - профессиональной мобильности на основе непрерывного образования. Проявление уважительного отношения к толерантности и глобальному мышлению; поликультурности и полиязычию; - знанию государственного, русского, английского и других языков; - межкультурному взаимодействию; нормам поведения, принятым в том или ином культурном сообществе; - нормам языковой и речевой культуры; эстетическим идеалам, художественным ценностям; -творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической деятельности. |
«Мое здоровье – мое будущее» | физическое воспитание, здоровый образ жизни. | создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью | Проявление: желания и готовности к: скринингу состояния здоровья; социальным установкам и духовным потребностям; - овладению способами эффективного противостояния негативным влияниям; рациональному использованию природных задатков; - сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению; - стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям; - обеспечению безопасности и жизнедеятельности. |
«Семья – моя главная опора» | духовно-нравственное воспитание; национальное воспитание; семейное воспитание; | Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей, формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества. Ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языкам, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан. | Проявление: нравственного отношения к общепринятым нормам морали и этики; собственному достоинству, чести и долгу; - внутренней свободе и принятию нравственного решения; культуре, традициям, обычаям своего и других народов; - религиозным ценностям; - единству мыслей, слов и дел; - совершенствованию своего характера; поступкам, одобренным внутренним голосом совести; - единству различных культур и верований; бескорыстному служению людям; - своему долгу перед родителями, родиной, обществом; - проявление чувства гордости и ответственности по отношению к этническому самосознанию, этнической идентичности; - владению родным и государственным языками; - культурному наследию своего народа; обычаям и традициям казахского и своего народа; - этнокультуре Казахстана; другим культурам этносов Казахстана; межэтническому миру и согласию, проявление уважительного, бережного отношения к этносоциальным ролям; своей семье и продолжению рода; ценностям семьи и брака через поддержание нравственных устоев. |
Проект 1. «Демократическому обществу - патриота и гражданина»
Цельюданного проекта является формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; формирование у обучающихся личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою малую родину и страну, основ правовой культуры;
Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения и правовой культуры.
Основным результатом станет формирование у учащихся собственной позиции, обеспечение культуры самоопределения и деятельности, правовой культуры.
Условиями реализации являются привлечение социального и культурного потенциала города, различных ведомств и учреждений.
Механизмы реализации: занятия, учебные предметы, внеурочная деятельность, дополнительное образование. Активизация деятельности единой детской и юношеской организации «Жас Улан», «Жас Қыран». В рамках программы НДО «Самопознание» проведение уроков мужества, чести и достоинства, бескорыстного служения Родине, организация дебатных, дискуссионных клубов, патриотические форумы, акции, в том числе призывающие к нетерпимости к коррупции. Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан. Краеведческие экспедиции по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане. Встречи с государственными деятелями, литературы, искусства, науки, ветеранами войны и ветеранами труда, общественными деятелями, работниками правоохранительных органов, юстиции, органов государственной службы и противодействия коррупции; развитие системы детских и молодёжных инициативных проектов. Активизация деятельности детских и молодежных движений; совместную деятельность с общественными фондами; беседы, лекции, семинары, тренинги; экскурсии; распространение информационно-правовых материалов; организацию «служб доверия», акции «Я и закон», «Мы против коррупции –против предательства интересов общества».
Возможный продукт проекта:
*Ярмарка инновационных продуктов воспитательной направленности.
*Видеотека социальных роликов – тематические видеотеки
*Сборник «Я и мои права»
*Создание патриотического клуба
*Создание тематических кабинетов («Кабинет первого Президента»)
*Разработка «Тренинг- портфелей»
*Конференции, симпозиумы, саммиты.
* Фестивали «Дружбы народов» - в гражданина
*Городской смотр-конкурс среди школ на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога безопасности».
* Организация клубов, отрядов юных инспекторов движения и дружин юных пожарных
* Совет по профилактике
* и другие
Проект 2. «К лидерству – через инновации»
Целью проекта является развитие образовательной инициативы – обучение в течение всей жизни, стремление ученика к качественному образованию, развитие познавательного интереса, позитивной образовательной динамики результатов, способности к самостоятельной исследовательской и конструктивной деятельности через освоение информационного пространства, формирование культуры продуктивного мышления.
Формирование Интернет-грамотности; формированию высокой информационной культуры. Воспитание поликультурности и полиязычия. Формирование у обучающихся умения творческой деятельности, создание условий для разработки и внедрения новых идей; реализации творческих проектов. Актуализация активного участия детей и молодежи в жизни города и страны через сохранение и развитие традиций детских общественных организаций как института формирования коллективной творческой деятельности, лидерских качеств, пониманию и самоопределению с учетом современного социального развития города.
Основными результатами станут развитие потенциала совместной деятельности по овладению знаниями, стимулирование самореализации обучающихся в программах и проектах образовательной направленности, развитие клубных форм активности в сфере познавательной деятельности, фестивали и т.д.), развитие социальной ответственности и способности к активному социальному действию детей и юношества. Развитие способности анализировать и эффективно использовать полученную информацию; овладение навыками проектной деятельности, способности к инновациям; развитие навыков ведения дискуссии, работы в команде, укрепление корпоративного духа.
Условиями реализации проекта являются привлечение научного потенциала города для формирования знаний о мире, человеке и процессе познания, а также формирования отношения к миру познаний; становление культуры действия в соответствии с усвоенными знаниями и ценностями. Привлечение социального и культурного потенциала города, различных ведомств и учреждений.
Механизм реализации осуществляется через: активизацию деятельности единой детской и юношеской организации «Жас Улан», других детских и молодёжных объединений, сетевые образовательные проекты, занятия, учебные предметы, элективные курсы, кружки и занятия по интересам, школьные и сетевые дебатные турниры, совместные проектные работы с детьми и молодежью, участие в органах соуправления различных уровней, дополнительное образование. Интеллектуальные игры, конкурсы, тренинги, викторины, олимпиады, научно-практические конференции. Встречи с талантливыми специалистами и сверстниками, научно-исследовательские, научно-тематические информационные проекты, творческие работы, доклады, сообщения, школьные и студенческие медиа-центры, средства массовой информации, школьные сайты, популяризация библиотек. Психометрические и социометрические тесты и методики; программы по развитию лидерства.
Возможный продукт проекта:
*Организация сетевых Интернет-проектов учащихся по различным направлениям воспитательной работы
*Летний туристический лагерь или лагерь лидеров
*Создание сайтов
*Исследовательские проекты
*Ярмарка – школьных достижений и успехов
*Ежегодный слет отрядов волонтеров
* Ежегодные публичные отчеты (информационные доклады) ГОУ.
*Аукцион инновационных идей.
*Создание школьногоТВ
*Школа тьюторов ( вожатых) – в лидерство
* и другие
Проект 3«Казахстан строить молодым»
Целью данного проекта является формирование трудовых навыков, навыков экономического мышления личностии осознанное отношение к профессиональному самоопределению, развитие экологической культуры, способствование созданию в организациях образования поликультурной среды, формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, воспитание чувства ответственности, историческое, экологическое, культурное наследие родного города.
Основными результатами проекта должны стать создание в организациях образования поликультурной среды, готовность личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; развитое экономическое мышление личности и осознанное отношение к профессиональному становлению и самореализации не только на благо личности, но и на благо города, страны; активная гражданская позиция в сохранении природы города; высокий уровень экологической грамотности и культуры.
Условиями реализации проекта является формирование эффективной и востребованной социальной активности подрастающего поколения, пространства социального действия, содержательной социальной коммуникации при развитии взаимодействия учреждений образования с органами исполнительной и законодательной власти, со структурами другой ведомственной принадлежности.
Механизмы реализации: экспедиции, туристические походы по родному краю, субботники, озеленение и благоустройство организаций образования, района, города, посадка зелёных насаждений, движение «Жасыл ел» и в рамках программы «Самопознание», участие в волонтерском движении, в экологических форумах, научных экологических проектах, в очистке природных зон от мусора. Трудовое воспитание на занятиях, уроках технологии, дополнительное образование, внешкольную, внеурочную деятельность. Субботники, экскурсии на предприятия, встречи с наставниками, новаторами, успешными профессионалами, наставничество, конкурсы профессионального мастерства, деятельность студенческих строительных и педагогических отрядов. Укрепление материально-технической базы предмета «Технология», учебных мастерских и лабораторий.
Возможныйпродукт проекта:
*Сборник детских творческих работ по краеведению «Памятники моего города» ( фотоальбом)
*Создание школьного музея.
*Создание этноуголков.
*Литературный альманах детских творческих работ
*Конкурс проектов: «Школьный двор - моя страна».
*«10 дней на производстве моих родителей» - (фотовыставка, конкурс презентаций).
*Акция «10 дней в ауле» - (фотовыставка, конкурс презентаций).
*Фотовыставка: «Я и мой город», «Читающий Казахстан»
*Создание волонтерских отрядов, центров
*Создание или восстановление школьных теплиц , школьных участков, аллеи выпускников.
*Развитие сети школьных музеев
*Создание клубов по интересам «Образование глазами детей»
*Создание кабинета профориентации.
*Разработка бизнес планов
* и другие
Проект 4. «Мое здоровье – мое будущее»
Целью проекта является формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся, создание пространства для эффективного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.
Основными результатами станут актуализация потребности обучающихся в хорошем здоровье, физическом благополучии как средстве достижения жизненно важных ценностей, определенного положения в обществе; развитие спортивных, физкультурно-оздоровительных достижений детей; создание календаря активного образа жизни, осознание ценности здоровья.
Условия реализации: привлечение социального, спортивного и культурного потенциала города, различных ведомств и учреждений к формированию потребности в здоровом образе жизни. Активизация работы психологических служб.
Механизм реализации осуществляется через: занятия, уроки физической культуры, учебные предметы, дополнительное образование, спортивные секции и кружки, работу спортивных клубов, организацию физкультурных фестивалей, праздников, проведение в рамках программы «Самопознание» информационно-просветительских курсов, семинаров-тренингов по репродуктивному здоровью, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, Вируса иммунодефицита человека и привитие основ здорового образа жизни; проведение фестивалей здоровья, спартакиад, маршрутов безопасности; разработки и распространения информационно-пропагандистских материалов; организация «служб доверия». Пропаганда здорового образа жизни звезд большого спорта, физической культуры и занятий спортом как составляющей здорового образа жизни: социальная реклама, освещение соревнований, спортивных праздников, информационные программы в Интернете.
Возможный продукт проекта:
*Городская акция «Мы против Спид»
* Бал чемпионов
*Сетевая спартакиада по командным видам спорта
*Малые олимпийские игры
*Разработка «Тренинг-портфелей»
*Конференции, симпозиумы, саммиты
*Видеотека социальных роликов – тематические видеотеки
* и другие
Проект 5. «Семья – моя главная опора».
Целью проекта является объединение усилий семьи и других социальных институтов в воспитании нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности: уважения к труду и к людям труда, культуры общения, культуры речи, экологической культуры, ответственности личности за свои поступки, внешнего облика как результатов нравственного воспитания.
Основными результатами станет реализация программ воспитательной поддержки родителей, создание активных форм работы с родителями: родительские университеты, клубы для родителей, консультационные центры и другие формы образования и воспитания родителей, совершенствование системы семейного воспитания, улучшение партнерских связей «ребенок — семья — школа» как основных инструментов воспитания духовно-нравственной личности ребенка, развитие института омбудсменов, создание условий для соблюдения гарантий прав ребенка, противодействие воспитательному насилию в семье, защите ребенка от возможного негативного влияния семьи, в том числе за счет действия служб педагогической помощи и сопровождения обучающихся.
Основными условиями реализации станут привлечение родительской общественности к управлению общеобразовательными учреждениями (попечительские советы, родительские комитеты, советы отцов и др.), к разработке и оценке качества воспитательных программ, совместной реализации воспитательных программ и проектов.
Механизмы реализации:
Попечительские советы и родительские комитеты организаций образований; проведение консультаций специалистов, совместные семейные мероприятия; в рамках программы «Самопознание» обучение родителей, проведение бесед с молодежью о культуре поведения юношей и девушек, клубы отцов, матерей; психолого-педагогический всеобуч родителей; сотрудничество с неправительственными организациями; работа дворовых клубов; организация доступа детей и молодежи к объектам дополнительного образования на безвозмездной основе; фестивали, конкурсы, соревнования «Моя семья», «Семья года», проведение акций в рамках проекта «Мәңгілік Ел», Усиление воспитательного потенциала обучения через интеграцию национальных культурных ценностей в содержание учебных предметов; разработка и выполнение социальных, благотворительных проектов, развитие волонтерства; усиление метапредметной и воспитательной роли программы нравственно-духовного образования «Самопознание», проведение мониторинга качества духовно-нравственного воспитания в школах, расширение возможностей системы дополнительного образования в свете духовно-нравственного воспитания.
Возможный продукт проекта:
*Организация работы консультационного центра, кабинета «Поддержки семьи»
*Творческий отчет по проведенным мероприятиям с шефами.
*Конференция отцов
*Создание семейных клубов.
*Арт-фестивали
* Создание в школах Совета отцов и мам
* Семейный фотоальбом учащихся класса
Обобщение опыта семейного воспитания на уровне города, области, республики
Выпуск пособий, видеороликов, альбомов о лучших формах работы с родителями
др.
ГЛОССАРИЙ
Антикоррупционная культура – система ценностей, выражающихся в
публичном порицании коррупции; отражает нетерпимое отношение к
коррупции, предполагает стойкую гражданскую позицию «Честность и
неподкупность – норма поведения».
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это
специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание
должно формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание,
правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание,
культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную
толерантность, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории
и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания воспитанников, готовности противостоять противоправным проявлениям в детской и молодежной среде.
Духовно-нравственное воспитание предполагает создание условий для
развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее
моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями
жизни общества.
Информационная культура – одна из составляющих общей культуры
человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Общечеловеческие ценности – это абсолютные ценности, неизменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга
людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции
государств), а имеющие значение для всего человечества. Эти ценности
принадлежат всем народам, имеют глубокий внутренний смысл и предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается Совесть человека как воплощение любви, истины, спокойствия, долга, ненасилия, добра, сострадания. Общечеловеческие ценности имеют вечную, исторически не локализуемую духовную природу, являются инвариантами изменчивой системы социальных, политических, национальных, научных, личностных и других ценностей, потенциально заложены в каждом человеке и структуре материальной Вселенной. Они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их развитие направлен педагогический процесс.
Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата. Профессионально-творческое воспитание предполагает формирование профессионально и личностно значимых ключевых компетентностей (специальной, профильной, коммуникативной, социальной, интеллектуальной, информационной, персональной) и других ее подвидов, приобщение обучающихся к традициям и ценностям профессионального сообщества, приверженности нормам профессиональной этики. Развитие интеллектуальной культуры предполагает развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей.
Религиозная секта– религиозная группа, отделившаяся от основного
религиозного направления и противостоящая ему. Семейное воспитание, определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей. На первый план выступает ориентация детей и молодежи на общечеловеческие и национальные ценности, созданные на основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего казахстанского общества.
Трудовое и экономическое воспитание предполагает формирование у
детей, подростков и молодежи умений и навыков в осуществлении
самообслуживания, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, умение работать в коллективе, команде; умения человека самостоятельно, активно и ответственно действовать, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, максимализируя их подлинный эффект, созидать новое производство и общество.
Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни
ставит своей целью формирование здорового образа жизни, становление
личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую
устойчивость, необходимую для эффективной профессиональной
деятельности. В его составляющие входит профилактическое образование.
Формирование здорового образа жизни должно осуществляться как в процессе просветительской работы, дающей представление о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека, так и путем непосредственного привлечения воспитанников к занятиям различными видами спорта.
Формирование коммуникативной культуры определяет принципы
поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает
организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности.
Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности.
Самопознание призвано помочь молодому человеку в понимании
окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей.
Самопознание является необходимым условием саморазвития, самоактуализации личности, реализации её способностей и потенциальных возможностей. В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту и самосовершенствованию, обретая, таким образом, ощущение полноты радости жизни, осознание её смысла.
Формирование социально-значимых и индивидуальных качеств,
свойств личности (социальная адаптивность, социальная активность,
социальная устойчивость) предполагает развитие в системе социальных
отношений собственного стиля поведения, творчество и самостоятельность,
умение быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в
обществе, наличие активной жизненной позиции.
Экологическое воспитание предполагает становление и формирование
у человека этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними. Основой экологического воспитания является, прежде всего: охрана окружающей среды и здоровья населения, обеспечение информированности населения об экологической ситуации в стране.
Эстетическое воспитание предполагает формирование нравственно-духовных ценностей через приобщение к прекрасному, через художественную
культуру, через приобщение к мировым художественным ценностям эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого. Формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способностью к концептуальному мышлению, целостному видению мира, воплощению ценностных представлений о нем в собственной творческой деятельности, умению жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми, является важной задачей на современном этапе развития.