НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ
Центральным аспектом в развитии более креативных подходов и подходов, способствующих развитию навыков совместной работы в преподавании и обучении, должно быть понимание отношений между учителем и учеником. Как следует из приведенной в качестве цитаты пословицы, активность и взаимодействие делают процесс обучения более эффективным. Развитие более активной и демократичной атмосферы в классе означает принятие определенных принципов в отношении взаимосвязи между учителем и учеником. Учителям необходимо:
·активизировать обучение, а не выступать в качестве контролеров знаний; обращать особое внимание на исследования путем структурирования опыта, нежели инструктированием посредством объяснения;
·осознавать, что эффективное обучение возможно в ситуации взаимодействия и сотрудничества; голос ученика должен высоко цениться и ответственность за обучение должна быть разделена;
·видеть в учениках индивидуальности и понимать, что в отношениях при обучении существуют моменты риска и доверия;
·принимать тот факт, что получение удовольствия от урока и веселый настрой учащихся являются допустимыми и необходимыми элементами обучения;
·способствовать тому, чтобы обучение было полезным и приятным путешествием, а не рутинной работой.
Поддержка любого подхода, способствующего активизации обучения и диалогическому преподаванию, подтверждает тот факт, что школа изначально является местом, в котором права распределены равномерно. Поскольку преподавание и обучение должны осуществляться в процессе обсуждения и поддерживаться сотрудничеством, учителям необходимо внимательно организовывать процесс обучения таким образом, чтобы предоставить ученикам права и самостоятельность, создать более демократичную атмосферу в классе. Но что это означает?
Можно дать множество определений понятию демократия, но предпочтительнее, с точки зрения реального применения его в системе образования, является следующее:
“Демократическим обществом, или демократией с правом участия, называется демократия, при которой члены (общества) имеют право принимать решения и выбирать политику, касающуюся их самих и их общества, но такие решения основаны на принципах не подавления и не-дискриминации» [2].
Если заменить слово «демократия» словом «школа» в вышеприведенном определении, то можно получить отчетливое представление о ключевых принципах демократического обучения: наделение правами, свободой, обеспечение возможностью участия, приобщения.
Необходимо пересмотреть традиционные понятия, согласно которым образование главным образом служитпередачезнаний. Кроме измененийтехнологий, используемых для передачи знаний (обычные доски были заменены электронными досками и т. д.), необходимо добиться изменений самой структуры основ знаний, в связи с получением больших объемов информации, а также ролей и ожиданий учителей и учащихся.
К сожалению, если учителя не будут активны в планировании разных обучающих мероприятий, школы смогут обучить лишь незначительному количеству ценных навыков. Сложная задача для школ состоит в том, чтобы установить баланс между потребностью молодых людей в самостоятельности, свободе, правах и законами системы образования, которые довлеют над учениками и учащимися и ограничивают их свободу. В этом случае роль учителя становится центральной.
Принимая во внимание невероятную сложность задачи демократизации в масштабе всей системы образования, важно понять, как педагогика может способствовать созданию атмосферы демократии в классе [3].
Результаты обучения
Учителя получат поддержку в следующем:
·в понимании центральной роли языка, как в преподавании, так и в обучении;
·выражении собственных идей насчет того, как эффективно использовать беседу в качестве педагогической формы, которая способствует развитию личного обучения, включая использование анкетирования и групповую работу;
·использовании диалогических подходов в преподавании и обучении в основных школах;
·оценивании диалогических подходов в классе;
·в объяснении того, как диалогические подходы способствуют улучшению обучения.
Ключевые идеи
1)Беседа является действенным инструментом, с помощью которого учитель может поддерживать и развивать процесс обучения учеников. Посредством использования диалога в классе учителя могут добиться невероятно положительного влияния на качество образования учеников. Искреннее стремление исследовать знания и мышление учеников является стимулом для усиленного вовлечения их в процесс обучения.
2)Согласно идеям диалогического подхода, анкетирование и групповая работа способны улучшить обучение учеников.
На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как помогает:
·выражать ученикам свое понимание темы;
·допускать, что у людей могут быть разные идеи;
·ученикам аргументировать свои идеи;
·учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики, и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики во многих классах имеют немного прав для разговора. К примеру, некоторые ученики не имеют права сказать учителю: «Это интересная точка зрения». Обычный порядок ведения разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки.
Александер утверждает, что «беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед» [1].
В диалоге участники-ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер описал как совместное приобретение знаний, или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог учителя с учениками, однако ученики могут вести его и между собой в процессе совместного исследования [4].
Большинство обсуждений обычно состоят не из одного, а из нескольких типов бесед. Мерсер утверждает, что в наиболее продуктивных обсуждениях в рамках достижения коллективного понимания и обучения преобладает исследовательский тип беседы.
Исследовательское обсуждениеявляется тем типом беседы, который необходимо развивать учителям. Когда ученики вовлечены в исследовательскую дискуссию, они, конечно же, будут работать в малых группах со своими одноклассниками. У них общая проблема, и они работают совместно над ее пониманием; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики думают вместе. При вовлечении в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают. При этом они могут использовать такие фразы и обороты, как «возможно», «если», «может быть», «вероятно»; обосновывают свои идеи («потому что») и обращаются за поддержкой со стороны группы, задавая такие вопросы, как «Не так ли?».
В рамках такого сценария ученики слушают друг друга и обсуждают свои ответы. Когда ученики работают таким образом, их обоснование идей становится явным следствием диалога. Однако подобный тип беседыне является для них естественным;учителя должны помочь им понять ценность совместного обсуждения.
В заключение необходимо отметить: для того чтобы выявить знания и «неправильные представления» учеников, необходимы хорошие коммуникативные, языковые навыки и чувство сопереживания. По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад.